Кодирование информации

Задание 17.  С незапамятных времен была информация, которую люди хотели скрыть. Для этого ее кодировали, то есть записывали в соответствии с определенными правилами. Прочесть запись мог только тот, кто знаком с этими правилами. Набор таких правил называют шифром или кодом.

Полководец Лисандр из Древней Греции придумал шифр, который называется "Сциталь". Сциталь - это деревянная палочка определенной толщины.
Вместо палочки можно использовать шестигранный карандаш.

Задание a. Намотай на карандаш полоску бумаги и запиши слово "информация" так, как показано на рисунке. Размотай бумагу и увидишь на ней зашифрованное слово.
Чтобы расшифровать сообщение, нужно взять такой же карандаш, намотать на него полоску с шифровкой и прочитать текст.

Задание b. Напиши записку своему товарищу. Зашифруй ее шифром "Сциталь". Попроси товарища прочесть записку.

Задание c. Шифр Лисандра называют шифром перестановки. Объясни, почему.

Задание 18. Древнеримский император Юлий Цезарь придумал способ кодирования информации, который так и называется "шифр Цезаря". Каждая буква текста заменяется третьей после нее буквой алфавита. Алфавит считается записанным по кругу, то есть после последней буквы алфавита следует его первая буква.

Задание a. Шифр Цезаря называют шифром замены. Объясни, почему.

Задание b. Закончи шифрование слова "ИНФОРМАЦИЯ" шифром Цезаря. Заполни пропуски.


С помощью стрелок покажи правило замены букв.


В шифре замены буквы сообщения необязательно заменять буквами того же алфавита. Можно использовать другой алфавит, в том числе придумать свой.

Задание 19. Кодирование текста

Задание a. Маша придумала алфавит. В нем столько же букв, сколько в русском алфавите. Она составила кодовую таблицу:


Расшифруй сообщение, которое Маша отправила Мише.

Задание b. Придумай свой шрифт замены. Запиши в кодовую таблицу.

Зашифруй короткое сообщение.

Задание 20. Ученики получили задание написать рассказ о битве под Москвой в Великую Отечественную войну.

Задание a. Где найти нужную информацию? Напиши названия источников информации, которые выбрали ребята, и добавь свои.
Задание b. Найди в тексте информацию о 28 панфиловцах и подчеркни ее.

Осенью 1941 года немецкая армия пыталась взять Москву. Фашисты уже рассматривали ее в бинокль. Но героизм бойцов и москвичей спас столицу
Особенно прославилась дивизия генерала Панфилова. 16 ноября у разъезда Дубосеково 28 ее бойцов четыре часа отбивали танковые атаки. Немцы потеряли 18 танков и не прошли.
В начале декабря наша армия перешла в наступление.

Задание 21. Дорисуй бусы по их кодам.

Задание a. Есть белые и голубые бусины. Обозначим белую бусину цифрой 0, а голубую - цифрой 1.
Набор цифр 00100100 обозначает такие бусы:

Докрась бусы, чтобы они соответствовали коду: 10100101

Задание b. Есть бусины разной формы. Обозначим каждую бусину двумя цифрами. Будем использовать только цифры 0 и 1:

Дорисуй бусы, чтобы они соответствовали коду: 11 10 00 01 00 10 11

Задание 22. Миша узнал, что в информатике часто используют алфавит из двух символов - 0 и 1.

Кодирование с помощью двух символов - нуля и единицы - называется двоичное кодирование.

Задание a. Миша выполнил двоичное кодирование слова МАМА.
Какой цифрой Миша заменил букву М?
Какой цифрой Миша заменил букву А?

Задание b. Как, используя только нули и единицы, закодировать имя МИША? Придумай кодовую таблицу.

Задание c. С помощью этой таблицы закодируй слова МАША, МАМА.
При двоичном кодировании каждый символ заменяется набором из восьми нулей и единиц. Этот набор называется двоичным кодом символа.

Например, вопросительный знак кодируется так:
Задание 23. Рассмотри двоичный код слова СОН.

Запиши двоичный код буквы С
Запиши двоичный код буквы О
Запиши двоичный код буквы Н
Расшифруй двоичный код:

Кодировать информацию может и человек, и компьютер. Компьютер кодирует быстрее и делает меньше ошибок.

Задание 24. Кодирование текста

У Лизы белые и красные пуговицы. Она пришила по три пуговицы на пять платьев своей куклы.
Раскрась пуговицы так, чтобы платья выглядели по-разному.
Задание 25. Ира, Боря и Алеша закодировали по одному слову.
Вот их коды:
Задание a. В слове Иры больше букв, чем в слове Бори, но меньше, чем в слове Алеши. Напиши первую букву имени ученика слева от его кода.

Задание b. Закодированы слова ОЗЕРО, ЛЕС, ПОЛЕ. Подчеркни код буквы П.


















Комментариев нет:

Отправить комментарий